"От рождения до школы"Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой

             Пояснительная записка


Образовательная программа ДОУ разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, который определил систему, создание условий для позитивной социализации и индивидуализации ребенка в ДОУ, для развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.

Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Усть- Киранский детский сад » разработана в соответствии с основными нормативными правовыми документами:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);

-Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года

№1014 г. Москва);

-Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима     работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15  мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13).

Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают социальную ситуацию развития личности ребенка.

Программа направлена на создание условий развития дошкольников, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному возрасту видам деятельности.

В программе реализован подход, который учитывает возрастные особенности, где неприемлема подмена специфических задач этого периода задачами более старших возрастов. Принципы сотрудничества и содействия ребенка с близкими взрослыми и сверстниками, уважение и поддержка личности маленького ребенка, позитивное взаимодействие в системе «взрослый – ребенок», создают условия для развития детской инициативы, самостоятельности и ответственности каждого ребенка. Программа предусматривает вариативность содержания, форм и методов образования.

Основу образовательной программы составляет личностно-ориентированный подход к ребенку, который направлен на раскрытие индивидуальности и развитие ключевых компетенций  каждого  ребенка. В рамках этого подхода в программе доминирует идея становления субъектности ребенка во всех видах детской деятельности.

Целостность педагогического процесса в ДОУ обеспечивается реализацией основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой ,2010 г.

Воспитание и обучение осуществляется на русском языке.

Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.

Содержательный раздел Программы включает в качестве основной части описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях – социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической.

Программа определяет примерное содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности, таких как:

игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры);

коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми);

познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими видами активности ребенка, как:

восприятие художественной литературы и фольклора,

самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),

конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,

изобразительная (рисование, лепка, аппликация);

музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);

двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

В детском саду функционирует 2 группы с 9 часовым пребыванием. Режим и построенный на его основе распорядок дня в нашем саду достаточно гибкий и динамичный, но основные компоненты режима дня сохраняются в соответствии с санитарными и гигиеническими нормами и правилами. Обеспечивается индивидуальный подход к каждому ребенку, который может корректироваться в зависимости от возраста детей, состояния здоровья и потребностей ребенка.

Образовательная деятельность нацелена на учет интересов детей. Воспитатели не только уделяют внимание формированию знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации  его  к  социальной  жизни, но  и  обучают  через   совместный   поиск  решений, предоставляя ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

 

Организационный раздел Программы описывает систему условий реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения целей Программы, планируемых результатов, а также особенности организации образовательной деятельности. Представлено описание материально-технического обеспечения, дана характеристика социокультурного пространства ребенка, в которой дети и взрослые учились бы сотрудничать друг с другом, помогать, строить коммуникацию. Развивающая образовательная среда в группе разделена нанебольшие так  называемые  зоны активности. Количество и организация зон варьируется в зависимости от возраста и интересов детей.Активно используется все пространство детского сада, включая участки на улице.

Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, родителей и педагогов, ориентирована на специфику национальных, социокультурных и региональных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, приобщают воспитанников к традиционной культуре народов Бурятии. Региональные особенности (климатические, экологические) учитываются при организации режима жизнедеятельности детей, системы физического воспитания дошкольников, реализуются в образовательных областях:

в области познавательного развития (природа родного края, его история, традиции, знакомство с детскими бурятскими писателями, поэтами и пр.);

художественно-эстетического развития (национальная народная культура и пр.);

речевое развитие (чтение художественных произведений, пересказ, заучивание стихотворений);

физическое развитие (туристические прогулки по экологической тропе);Хочу такой сайт

социально-коммуникативное  развитие (игры с песком, водой и природным материалом родного края, социоигровое взаимодействие детей и взрослых.

С учетом многонационального состава населения Республики Бурятия особое внимание уделено этнокультурным особенностям в процессе диалога культур (русской, бурятской,казачьей и др.).

В укладе жизни нашего учреждения сложилась традиция организации событий, праздников, мероприятий с тесном взаимодействия всех субъектов образовательного процесса - детей, родителей и педагогов.Закреплены традиции организации различных спортивных мероприятий: Олимпиады, Дни здоровья,Кросс Наций, Недели подвижных игр, праздники: «День чая» с традициями чаепития в разных странах, уличное гуляние

«Масленица», «Сагаалган» с приготовлением традиционных блюд, Новый год, «День защитника Отечества» с участием пап и детей, «Международный женский день» с приготовлением для мам выпечки и совместным чаепитием.Образовательный эффект от проведения таких мероприятий отражается не только на уровне позитивной социализации детей, но и на уровне развития мотивации родителей и изменения их отношения к детскому саду, к педагогам.


Цели и задачи реализации Программы

Целью Программы является проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру,познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности. Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между детьми и взрослыми, учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации права детей дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Программа предусматривает включение воспитанников в процессы ознакомления с региональными особенностями республики Бурятия, района, села.Основной целью работы является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края.

Цели Программы достигаются через решение следующих задач:

1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).

3.Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования).

4. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

5.Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

6.Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

7.Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.

8.Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

9.Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

 10. Формирование ребенка как личности, как представителя своего народа, который испытывает живое влияние духа народных традиций, своеобразия этических норм жизненного повседневного уклада.

11. Раскрытие ценности окружающего мира, понятия о культуре, быте, традициях и обычаях родного народа, формирование чувства национального самосознания, миролюбия, умения жить в сотрудничестве и согласии с другими людьми и нациями.

Принципы и подходы к формированию Программы.

В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих принципах:

1. Поддержка разнообразия детства. Современный мир характеризуется возрастающим многообразием и неопределенностью, отражающимися в самых разных аспектах жизни человека и общества. Многообразие социальных, личностных, культурных, языковых, этнических особенностей, религиозных и других общностей, ценностей и убеждений, мнений и способов их выражения, жизненных укладов особенно ярко проявляется в условиях Российской Федерации – государства  с  огромной  территорией, разнообразными природными условиями, объединяющего многочисленные культуры, народы, этносы. Возрастающая мобильность в обществе, экономике, образовании, культуре требует от людей умения ориентироваться в этом мире разнообразия, способности сохранять свою идентичность и в то же время гибко, позитивно и конструктивно взаимодействовать с другими людьми, способности выбирать и уважать право выбора других ценностей и убеждений, мнений и способов их выражения. Принимая вызовы современного мира, Программа рассматривает разнообразие как ценность, образовательный ресурс и предполагает использование разнообразия для обогащения образовательного процесса. ДОУ выстраивает образовательную деятельность с учетом региональной специфики, социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей, ценностей, мнений и способов их выражения.

2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Самоценность детства – понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот этап является подготовкой к последующей жизни. Этот принцип подразумевает полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного детства), обогащение (амплификацию) детского развития.

3. Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире.

4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ) и детей. Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам. Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной

 частью социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития.

5. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником   (субъектом) образовательных  отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых

в реализации программы. Каждый участник имеет возможность внести свой индивидуальный вклад в ход игры, занятия, проекта, обсуждения, в планирование образовательного процесса, может проявить инициативу. Принцип содействия предполагает диалогический характер коммуникации между всеми участниками образовательных отношений. Детям предоставляется возможность высказывать свои взгляды, свое мнение, занимать позицию и отстаивать ее, принимать решения и брать на себя ответственность в соответствии со своими возможностями.

6. Сотрудничество ДОУ с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом образовательной программы. Сотрудники ДОУ должны знать об условиях жизни ребенка в семье, понимать проблемы, уважать ценности и традиции семей воспитанников. Программа предполагает разнообразные формы сотрудничества с семьей как в содержательном, так и в организационном планах.

7. Сетевое взаимодействие с организациями. Программа предполагает, что ДОУ устанавливает партнерские отношения не только с семьями детей, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать обогащению социального и/или культурного опыта детей, приобщению детей к национальным традициям, к природе и истории родного края; содействовать проведению совместных проектов, экскурсий, праздников, концертов, а также удовлетворению особых потребностей детей, оказанию психолого-педагогической поддержки.

8.Индивидуализация         дошкольного         образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности. При этом сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, разных форм активности. Для реализации этого принципа необходимы регулярное наблюдение за развитием ребенка, сбор данных о нем, анализ его действий и поступков; помощь ребенку в сложной ситуации; предоставление ребенку возможности выбора в разных видах деятельности, акцентирование внимания на инициативности, самостоятельности и активности ребенка.

9. Возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей. Важно использовать все специфические виды детской деятельности (игру, коммуникативную и познавательно-исследовательскую деятельность, творческую активность, обеспечивающую художественно-эстетическое развитие ребенка), опираясь на особенности возраста и задачи развития, которые должны быть решены в дошкольном возрасте. Деятельность педагога должна быть мотивирующей и соответствовать

 психологическим законам развития ребенка, учитывать его индивидуальные интересы, особенности и склонности.

10. Развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей. Данный принцип предполагает работу педагога с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка (Л.С. Выготский), что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка.

11. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей. В соответствии со Стандартом Программа предполагает всестороннее социально- коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей посредством различных видов детской активности. Деление Программы  на образовательные области не означает, что каждая образовательная область осваивается ребенком по отдельности, в форме изолированных занятий по модели школьных предметов. Между отдельными разделами Программы существуют многообразные взаимосвязи: познавательное развитие тесно связано с речевым и социально- коммуникативным, художественно-эстетическое – с познавательным и речевым и т.п. Содержание образовательной деятельности в одной конкретной области тесно связано с другими областями. Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям развития детей раннего и дошкольного возраста.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».